Hosted by uCoz


История создания фильма Люди Икс.


В 1963 году, на пике выступлений за гражданские права, Америкой правили страх и предрассудки. И именно в это время Стэн Ли, издатель и ведущий автор журнала Marvel Comics, положил начало сериалу комиксов "Люди Икс", главными действующими лицами которого стали супергерои-мутанты. Люди Икс были необычными персонажами - язвительными, асоциальными и ущербными, но они боролись против сил мрака и преодолевали собственные слабости, потому не могли не вызвать симпатию. В мире, созданном Стэном Ли, в не таком уж далёком будущем живут сверхсильные существа, которым приходится сталкиваться с жестокими социальными и политическими законами. Режиссёр Брайан Сингер оценил по достоинству аллегории этого сериала комиксов, осуждение расизма и нетерпимости, подспудный призыв к примирению, проходящий красной нитью сквозь непрерывную череду приключений. "Содержание комикса вполне политическое, - говорит Сингер. - Речь там идёт о различиях и сходствах. Поскольку этот сериал был рождён в разгар волнений 60-х годов, в него оказались вплетены политические и социальные темы и проблемы". "В действительности, - продолжает Сингер, отношения между Ксавьером и его бывшим другом и коллегой Магнето отражают идеологические и философские противоречия того времени. Оба сделаны из одного материала, и они видят в мутировавшей ветви человеческого рода объект преследования и угнетения. Но при этом Ксавьер живёт, чтобы защищать тех, кто его боится, а Магнето хочет их уничтожить. Каждый полагает, что прав только он, и не готов к компромиссу. В конечном счёте, этот фильм о том, как трудно найти степень терпимости, которая шла бы на пользу всем в обществе. Над решением этого философского вопроса люди и мутанты будут биться вечно". "В какой-то степени это фильм об ослином упрямстве" - добавляет режиссёр с улыбкой.

***

Шесть лет тому назад продюсер Лорин Шулер-Доннер в общих чертах ознакомилась с содержанием и главными героями комикса "Люди Икс". "Прежде всего я прочитала о Росомахе. Это по-настоящему трагическая фигура, - вспоминает продюсер. - И меня захватили его попытки разобраться в самом себе. Психологически он очень сложный герой". "Затем я прочитала о других Людях Икс, - продолжает Шулер-Доннер. - Этот сериал показался мне не таким, как другие комиксы, более сложным. У него другая основа. Его тема - предрассудки и репрессии. Все мы в той или иной степени мутанты и неудачники". Лорин Шулер-Доннер предложила проект компании Twentieth Century Fox, положив начало цепочке событий, приведшей четыре года спустя к началу съёмок фильма. В 1995 году Брайан Сингер и его партнёр, исполнительный продюсер Том Де Санто, должны были встретиться с представителями компании Fox - чтобы обсудить с ними другой проект. Де Санто, настоящий фанатик комиксов "Люди Икс", предложил Сингеру заняться их экранизацией. "Я объяснял это тем, - вспоминает Де Санто, - что хотя Брайан не особенно стремился стать режиссёром обычной киноадаптации литературных комиксов, но в "Людях Икс" были кинематографические моменты и важные социальные темы, которые должны были его заинтересовать". "По своей основе, - продолжает Де Санто, - "Люди Икс" -это аллегория предрассудков. Это спор между Мартином Лютером Кингом и Малколмом Икс, продолженный на новом витке человеческой эволюции: Ксавьер мечтает о том, как люди и мутанты будут жить в мире друг с другом, а Магнето придерживается дарвинистских представлений, полагая, что мутанты - высшие существа и должны бороться за выживание любыми средствами". Брайан Сингер, широко известный своими малобюджетными фильмами ("Подозреваемые лица", "Способный ученик"), присоединился к проекту после долгого изучения непривычного для него жанра. "Я погрузился в историю этих комиксов, - рассказывает режиссёр. - Я прочитал все выпуски, какие мог достать, и просмотрел 70 эпизодов мультипликационных телесериалов. "Люди Икс" заполнили мою жизнь до отказа. И я всё время искал близкие мне эмоции и тексты. Так создавались персонажи и их философия. Особенно меня поразило то, что их необыкновенные способности существуют в нашем реальном мире. Поэтому я согласился стать режиссёром фильма и решил сделать эту историю как можно более правдоподобной".
Когда Сингер по-настоящему погрузился в мифологию "Людей Икс", ему открылась суть героев комиксов. "Все они - супергерои в силу необходимости, - рассказывает режиссёр. - Каждый раз, когда они используют свои необыкновенные способности, проступает и их слабость, беспомощность. К примеру, Ксавьер - могущественный телепат, но вынужден передвигаться на инвалидном кресле. Роуг может впитывать в себя силу каждого, к кому она прикасается, но вынуждена отказаться от личной жизни; она не может взять своего друга за руку, не может заниматься любовью и обнимать ребёнка. Эта неполноценность делает героев более человечными, глубокими, а от этого, в свою очередь, их приключения становятся более актуальными и интересными".
Работая над сценарием, создатели фильма стали понимать, какую серьёзную проблему им предстояло решить: ублажить старых поклонников книжных комиксов "Люди Икс" и в то же время привлечь "нейтральных" зрителей. Выдержать этот баланс было непросто. Брайан Сингер доверял советам любителей комиксов в своей команде и, прежде всего, Тому Де Санто и исполнительному продюсеру Кевину Файги. В то же время он "настаивал, чтобы история получилась интересной и захватывающей для всех новичков". Режиссёр рассказывает: "Я называл этот процесс изображением эволюции. Мы начали свой фильм с того момента, когда Логан и Роуг впервые присоединяются к своим собратьям. Это помогло представить героев тем, кто с ними не знаком. Затем, по мере развёртывания повествования, мы больше и больше привлекали элементы, знакомые и любимые поклонниками книжных комиксов".

***

Не менее сложной задачей оказался подбор актёров. Этот процесс начался весной 1999 года и продолжался вплоть до конца октября, когда съёмки уже начались. "В этих комиксах так много героев и злодеев, что нам пришлось немало поработать, чтобы выбрать главных персонажей, - рассказывает Лорин Шулер-Доннер. - Когда эта задача была решена, мы занялись составлением актёрского ансамбля". Первым актёром, попавшим в список исполнителей, стал бывший профессиональный борец рестлинга Тайлер Мейн, который играет неистового гиганта Саблезубого. Рост Мейна - 2м 20см, и он лишь чуть-чуть не дотягивает до размеров своего героя. "Трансформация профессионального "рестлера" в актёра Голливуда - вполне естественный процесс, - полагает Мейн. - Бои рестлинга проходят на площадке, открытой с четырёх сторон, где невозможно что-либо скрыть. Ты открыт всему миру и играешь на ринге свою роль, создавая совершенно отличный от тебя персонаж. Поэтому "рестлеру" легко перейти к игре на сцене или в кино".
Что касается профессора Чарльза Ксавьера, то создатели фильма решили, что его может сыграть только Пэтрик Стюарт. Лорин Шулер-Доннер впервые рассказала Стюарту о готовящемся проекте несколько лет тому назад, когда он снимался в фильме "Теория заговора", режиссёром и продюсером которого был ее муж Ричард Доннер. "Сравните Пэтрика с изображением Ксавьера в комиксах. - говорит Сингер. - Сходство сразу же бросается в глаза. И что ещё важнее - Пэтрик необыкновенно талантлив. Его голос, манеры, способность понимать материал оказались незаменимыми для этой роли". Для Стюарта, наиболее известного зрителям по роли капитана Жан-Люка Пикара в киносериале "Звёздный путь", Ксавьер оказался последним героем в длинном списке сильных личностей, которых актёру пришлось сыграть. "Одной важной персоной меньше, одной больше, - шутит Стюарт. - С самой юности мою карьеру определяли короли, капитаны, императоры, партийные боссы, профсоюзные лидеры, президенты, генералы; можно сказать, я всегда носил униформу. Теперь, в "Людях Икс", я - предводитель мутантов. Но вся ирония в том, что в реальной жизни я совсем не авторитарный человек". Пэтрик Стюарт был очень рад представившейся возможности сыграть вместе со своим старым другом, которого с ним связывает совместная работа в театральной труппе Royal Shakespeare Company - Иэном Маккелленом. "За все годы нашей работы в театре мы с Иэном только раз вместе работали над одним спектаклем - и то всего несколько дней. Но мы с ним одного возраста, наши карьеры развивались одновременно, мы - выходцы из одного района Англии и во многом у нас общее прошлое. Так что играть с ним бок о бок в "Людях Икс" было настоящим наслаждением". Эти чувства полностью разделяет Маккеллен. "Удивительно! - восклицает он. - Два актёра одного поколения, стараясь смягчить свой английский акцент, борются друг с другом в вымышленном мире". Иэну Маккеллену было также приятно вновь встретиться с Брайаном Сингером, с которым он работал над фильмом "Способный ученик". Маккеллен высоко оценивает критику социальной нетерпимости в "Людях Икс". На это у актёра есть и личные причины: "Меня занимают проблемы мира мутантов, потому что я сам ощущаю себя своего рода "мутантом", я - гомосексуалист, и меня часто печалит то, что в моей стране да и во всём мире правят законы, которые не позволяют мне получить полное признание в обществе, считающем меня чем-то особо опасным, необычным и ненормальным. И с героями фильма могут себя идентифицировать не только гомосексуалисты, но и другие меньшинства. Лента привлекает меня и тем, что захватывающие приключения соединены в ней с моральными дилеммами, характерными для шекспировских пьес. Мне кажется, не будет преувеличением сказать, что "Люди Икс" своей эпичностью, полётом фантазии и серьёзностью подтекста многим обязаны великому барду".
Джеймс Марсден наслаждался возможностью работать вместе со своими идолами - Пэтриком Стюартом и Иэном Маккелленом. "Я вырос в Оклахоме и видел много фильмов с их участием - и вот я работаю вместе с ними над "Людьми Икс"! - рассказывает Марсден. - Это было огромным удовольствием и отличной школой". Летом 1999 года договора подписали также Фамке Янссен, Анна Пэкуин, Ребекка Ромейн-Стамос, Рей Парк, Брюс Дейвисон и Холли Берри. "Я думаю, нам удалось собрать такой прекрасный актёрский состав благодаря Брайану. -говорит Шулер-Доннер. - Он извещал актёров, что собирается снимать более реалистичный и драматичный фильм, нежели обычная экранизация комиксов". И действительно, это разъяснение подействовало.
Так, Холли Берри вспоминает: "Мне очень понравились идеи терпимости и понимания. Шторм - единственная негритянка в фильме, и я была рада, что она обладает такой удивительной силой и широкой душой. Она - словно мать всего живого и совесть команды. Я полюбила свою героиню, и мне приятно, что зрители увидят её могущество и ранимость".
Ей вторит Фамке Янссен: "Я не считаю, что "Люди Икс" - это фильм-комикс, даже если так оно и есть. Услышав название, люди автоматически отнесут его к этому жанру. Но Брайан Сингер постарался выйти за его рамки, и я думаю, что фильм найдёт отклик у широкой аудитории".
В разгар подготовки к съёмкам, назначенным на конец сентября 1999 года, создатели фильма столкнулись с серьёзным препятствием. Дагрей Скотт, заявленный на роль Росомахи, предполагал закончить съёмки в фильме "Миссия невыполнима 2" в конце октября, а затем в ноябре присоединиться к съёмочной группе "Людей Икс" в Торонто. Но съёмки "Миссии" затягивались, и стало ясно, что Скотт не сможет работать над своей ролью. Создатели "Людей Икс" поспешили найти актёру замену.
Новый исполнитель - Хью Джекмен - почти совсем незнаком американским зрителям, но в Австралии и Англии он известен как восходящая звезда театра, кино и телевидения. Джекмен, подобно некоторым своим коллегам, был практически незнаком с комиксами, и для него уже пробы на роль стали введением в мир "Людей Икс". "Когда я прибыл в Торонто на мою последнюю пробу, - вспоминает актёр, - я сказал пограничнику в аэропорту, что приехал в Канаду для съёмок в фильме "Люди Икс". Его глаза так и вспыхнули, и он спросил меня, кого я собираюсь играть. И когда я ответил: "Росомаху", он закричал: "Росомаху!" и попросил у меня автограф, хотя я объяснял, что всего лишь пробуюсь на эту роль. В этот момент я осознал, как много Росомаха значит для поклонников.

***

Основные съёмки начались в одном из самых известных кинокомплексов Торонто - Gooderham&Worts Distillery. Здесь в течение двух дней актёры, более 350 статистов и съёмочная группа месили грязь на мощённых красным кирпичом улицах среди промышленных строений XIX века, снимая чудовищный концентрационный лагерь. Он, окутанный колючей проволокой с указателями на немецком языке, стал первой из восьмидесяти декораций и съёмочных площадок, подготовленных художником-постановщиком Джоном Майром и его командой из 200 человек. До этого Майр работал над фильмом "Елизавета", за который был номинирован на "Оскар". "За это я и люблю свою профессию, - говорит Мирэ. - Сегодня я создаю индийскую деревню, завтра я уже во дворце Елизаветы, а потом готовлю ультрасовременную секретную подземную лабораторию для могущественного телепата".
Среди любимых декораций Майра - подземная лаборатория Ксавьера, "Логово" Магнето и "Церебро" - глобальная система контроля за мутантами. "Я люблю эти декорации, потому что они позволяют проследить, как развивались отношения между Ксавьером и Магнето. - поясняет Майр. -Когда-то они были коллегами и даже друзьями, и мы постарались показать этот кусочек их истории на примере интерьера. "Церебро" создавался ими обоими, и в его устройстве можно увидеть различие их мировоззрений".
"Наземный" мир Людей Икс - это школа Ксавьера для одарённой молодёжи, вилла в классическом стиле, где детей-мутантов учат найти своё место во враждебном обществе. Внешний и внутренний интерьер виллы снимался в разных местах Канады. Потайной мир Людей Икс, который Майр называет "кроличьим лабиринтом", расположен под виллой Ксавьера. Этот мир оформители должны были создавать с нуля. "Нам хотелось, чтобы подземное обиталище было чистым, сложноорганизованным и элегантным, отражая личность Ксавьера. - рассказывает Майр. - Мы покрыли стены, полы и потолки синим кафелем, создав многоцелевое помещение, которое может использоваться как исследовательская библиотека, медицинская операционная или зал для собраний". Простым прикосновением к той или иной панели на стене, полу или потолке Люди Икс могли получить любое оборудование или мебель, необходимые для конкретного проекта. Это очень утилитарное пространство, отсеки которого соединены коридорами и скользящими дверями.
"Церебро" также расположен под землёй. Майр соорудил этот пункт управления мутантами в головном офисе Канадской Телевизионной Компании, используя тот же синий кафель и панели, что в лаборатории Ксавьера.
Подземный мир Магнето, противника профессора Ксавьера, Майр характеризует следующим образом: "Магнето живёт на скалистом безлюдном острове. Он использовал свои магнетические способности, чтобы проделать туннели и каверны в скалах. Отсюда - повторяющийся мотив железной руды и воды снаружи и внутри жилища Магнето. Его магнетические способности объясняют также, почему вся его мебель сделана из металла". "Логово" Магнето представляет собой гигантский стальной монолит, десять этажей которого поднимаются в небо, а пятьдесят два уходят в центр земли. В реальности это - комбинация из макетов, компьютерных образов и трёхэтажной секции монолита, построенной Майром и его командой. Эта секция, самая дорогая декорация фильма, была сооружена недалеко от Торонто. "Труднее всего было с водой, окружающей "Логово" Магнето, -вспоминает Майр. - Прежде всего, мы уложили асфальт - так, как будто делали стоянку для автомобилей. Потом по всему периметру сделали кромку из асфальта и заполнили пространство водой. Создавалась иллюзия, будто монолит глубоко погружён в воду".
Почти половина из девяноста дней съёмок пришлась на Торонто и его окрестности. Так, в студии Showline Harbourside была сооружена копия Статуи Свободы. Уже в предсъёмочный период было решено, что центральная сцена фильма со Статуей Свободы не будет сниматься в Нью-Йорке из-за высоких расходов, сложностей с размещением оборудования и ограничений, накладываемых на работу с национальным символом Америки. Взамен на студии Sowline Harbourside были сооружены факел Статуи Свободы, её голова снаружи и изнутри, а также корона - всё процентов на 50 большего размера, чем в реальности - для того, чтобы облегчить съёмку интенсивных передвижений актёров и статистов.

***

Комиксы "Люди Икс" появились на свет почти сорок лет тому назад и с тех пор не устарели, но проложить им путь на большой экран могли только самые современные спецэффекты. За технические премудрости отвечали номинант премии "Оскар", координатор визуальных эффектов Майкл Финк и дизайнер спецгрима Гордон Смит. Координатор каскадёров Гэри Дженсен, директор второй съёмочной группы (сцены схваток) Кори Юэн и координатор специальных эффектов Колин Чилверс также немало поработали, чтобы сделать фильм по-настоящему увлекательным.
Майкл Финк опирался на компьютерную мультипликацию - серию мультипликационных сцен, на основании которых затем производились настоящие съёмки. К примеру, сцена взрыва на железнодорожной станции сначала была сделана как мультипликационная, занесена в ноут-бук и затем служила пособием на съёмках. Самой сложной задачей для Финка оказалось создание компьютерных эффектов, передающих уникальные способности героев, в том числе: сверхпрочные когти, взрывы, производимые взглядом, гигантские языки и плавящаяся плоть. Финк координировал на съёмках работу шести ведущих фирм, занимающихся визуальными эффектами.
В связке с Майклом Финком работал дизайнер по спецгриму Гордон Смит, который со своей фирмой FX Smith, Inc. в первую очередь отвечал за дизайн и изготовление когтей Росомахи, эластичный язык Жабы, специальные накладки для Мистик, Саблезубого и Жабы. Смит знал, что поклонники комикса будут особенно придирчиво вглядываться в один из самых известных символов "Людей Икс" - когти Росомахи. Также он разработал и изготовил пятнадцать различных накладок для актёра Хью Джекмена. Они были из пластика или металла, подвижные или обрубленные - для сцен, когда Воверин пробивает стены. Одни модели были механические, другие создавались на компьютере, другой серьезной задачей оыл язык способный вытягиваться далеко вперёд. Был изготовлен зубной протез, позволявший актёру Рею Парку держать рот открытым, пока гигантский язык Жабы угрожал Людям Икс.
По словам Гордона Смита, разработка таких специальных деталей и особенно грима для героев открыла для него новые возможности. "Я должен был перескочить в новую технологическую эру, чтобы достичь желаемого результата, - объясняет Смит. - Хотя последние семь лет я работал с разными накладками, для "Людей Икс" потребовалась совсем другая технология работы с силиконом, никогда не использовавшаяся до сих пор".
Грим и накладки для Жабы и Саблезубого были относительно простыми, поскольку нужно было видоизменить только видимые части их тел - лица, головы и руки. Но трансформация Ребекки Ромейн-Стамос в Мистик оказалась крайне трудоёмким делом. "Это был очень сложный процесс, -объясняет Смит. - С ног до головы она была покрыта самоклеющимися накладками, а всё тело выкрашено в синий цвет, включая уши, нос, подошвы ног и вообще все вообразимые места. Картину довершали вибрирующая красная шевелюра и жёлтые контактные линзы. Поначалу мы работали над этой конструкцией по десять часов, а под конец стали укладываться в шесть-восемь".
Ромейн-Стамос, естественно, испытывает смешанные чувства относительно своего грима, который она называет одновременно "самой клёвой вещью на свете" и "самым чудовищным, мучительным и унизительным испытанием". "Самым тяжёлым было для меня бесконечное ожидание, когда же меня, наконец, перестанут пихать, толкать и разрисовывать в самых неожиданных местах", - восклицает актриса. Порой Ромейн-Стамос приходилось работать по 22-24 часа в сутки - сначала её интенсивно гримировали, потом она была занята на съёмочной площадке, и ещё два часа уходило на снятие грима и накладок. Поэтому она не могла сниматься два дня подряд.

***

После пяти месяцев съёмок и нескольких месяцев послесъёмочной работы "Люди Икс", наконец, стали фильмом. Спустя тридцать семь лет после дебюта знаменитого комикса кинозрителям предстоит убедиться в том, что уже прекрасно известно поклонникам этого комикса, съёмочной группе и более чем 400 актёрам и техническим работникам: Люди Икс никогда не умрут - они просто эволюционируют.

По материалам пресс-релиза прокатной компании "Гемини Фильм".

публикации


Design by © Joslin 2002